Название: Мосфильм. 90 шагов - 10 серий Год выхода: 2013 Жанр: Документальный, Биография, Культура, История Режиссер: Виктор Ющенко Ведущий: Александр Казакевич
Перед Вами 10 серий из нового цикла телепрограмм "Мосфильм". 90 шагов". В этом документальном сериале рассказывается о лучших картинах, которые были созданы на киностудии. Вы узнаете множество интересных фактов, которые многие годы оставались за кадром, со съемочных процессов кинокартин. Вся эта информация была любезно предоставлена музейным архивом "Мосфильм-инфо".
Выпущено: Россия, ГТРК "Культура" Продолжительность: 10 х ~ 00:15:46 Перевод: Русский
1-я серия. "Война и мир". Киноэпопея "Война и мир" режиссера Сергея Бондарчука в свое время стала национальным проектом. По многим параметрам экранизация романа Льва Николаевича Толстого остается непревзойденным произведением кинематографа. Батальные сцены, московский пожар 1812 года, бал Наташи Ростовой и многое другое - вошли в классику не только отечественного, но и мирового кино. Постановка фильма стала прорывом и в развитии киностудии "Мосфильм".
2-я серия. "Бег". Выпуск расскажет о том, как появилась идея фильма А. Алова и В. Наумова "Бег". Насколько парадоксальным и смелым было решение студии "Мосфильм" о запуске фильма о белой эмиграции в год 100-летия Ленина. О том, что проект неоднократно оказывался под угрозой закрытия по идеологическим причинам, о съемках уникальных по сложности эпизодов фильма (например, сцены тараканьих бегов - при том, что тараканы оказались никудышными актерами), о типично советском "выбивании".
3-я серия. "Андрей Рублев". С именем Андрея Тарковского связано не только чувство нашей патриотической гордости за отечественную культуру, но и множество легенд и домыслов. И причиной тому действительно удивительные и неожиданные события, происходившие с его фильмами. Но "Андрей Рублев", совершенно особое произведение для отечественного кино, и тут стоит особняком. Даже сама идея фильма, посетившая молодых кинематографистов Андрея Тарковского и Андрона Кончаловского, основывалась на недостатке информации.
4-я серия. "Убить дракона". Жанр фильма Марка Захарова "Убить дракона", снятого по мотивам пьесы Евгения Шварца, - историческая притча. Социально-политический гротеск и сатира сделали фильм актуальным общественным явлением. Как всегда режиссер пригласил в свой фильм любимых актеров - главные роли исполнили Олег Янковский, Александр Абдулов, Евгений Леонов, Александра Захарова.
5-я серия. "Сибириада". Выпуск программы посвящен фильму Андрея Кончаловского "Сибириада". Фильму, имеющему огромное значение для российского кино, и огромный успех, на который никто не рассчитывал. Автор и ведущий Александр Казакевич расскажет о том, как традиционный госзаказ на производственную тему стал фильмом-легендой, глобальной работой о метафизике человека и природы.
6-я серия. "Воскресение Михаила Швейцера". Сам факт создания "Воскресения", фильма ныне классического, экранизации самого, возможно, неоднозначного произведения Л.Н. Толстого, можно считать в некотором роде промахом советской цензуры. То есть сначала-то цензура была бдительна: после фактического запрета предыдущего фильма Михаила Швейцера "Тугой узел" и сам "Мосфильм" не решался доверить режиссеру столь ответственную постановку - ведь еще одна картина на "полке" для студии стала бы катастрофой. Но Швейцер убедил коллег: тогда, в 59-м, когда сталинское прошлое было еще так близко, что еще даже не стало в прошлым полной мере, проблема обретения внутренней свободы, которую решал толстовский герой, была чрезвычайно актуальна.
7-я серия. "Старшая сестра". Режиссер фильма "Старшая сестра" Георгий Натансон не мог подозревать, какого масштаба событием для него лично и нашего кино станет картина. Ведущий Александр Казакевич расскажет в программе, как преодолевались препятствия во взаимопонимании режиссера, его избранницы-актрисы Татьяны Дорониной и великого драматурга, автора пьесы "Старшая сестра" Александра Володина. Как удалось Натансону, вопреки предубеждениям начальства, утвердить на одну из ролей Инну Чурикову, которая именно ролью Колдуньи в "Старшей сестре" привлекла к себе внимание молодого Глеба Панфилова, искавшего актрису для своего дебюта "В огне брода нет". Как Натансон по-настоящему расплакался на глазах председателя Госкино А. Романова. И как свекровь актрисы Дорониной спасла фильм от его закрытия… самой Татьяной Дорониной. Словом, программа, рассказывающая об одной из самых элегичных и проникнутых тонким психологизмом картин отечественного кино, - почти триллер.
8-я серия. "В четверг и больше никогда". Есть фильмы, которые от начала и до конца создаются их авторами, а есть те, которые диктуют создателям свои условия. "В четверг и больше никогда" оказался именно таким фильмом. Будто он жил собственной жизнью, и не обстоятельства и режиссер Анатолий Эфрос, а сам он делал совсем не главного раньше героя главным, в последний момент менял артистов, из непритязательной телепьесы становился выдающимся кинофильмом.
9-я серия. "Трясина". Фронтовику Григорию Чухраю не понравилась история, которую рассказал ему как-то один актер - про человека, спасавшегося во время войны от призыва и 12 лет просидевшего в укрытии. Все в нем, фронтовике, протестовало против дезертирства. Нонну Мордюкову долго не утверждали на главную роль - как казалось авторам, она была слишком конкретна, не создавала обобщающий образ материнской любви, которая может не только возвышать, но и погубить.
10-я серия. "Повесть о человеческом сердце". В начале 1970-х идеологическое руководство СССР поставило перед кинематографистами принципиальную задачу - представить зрителю нового героя, столь же яркого, как Павел Корчагин и Василий Теркин, но при этом способного стать нравственным ориентиром для зрителя, который созрел для серьезного разговора.
Боевик — жанр кинематографа, в котором основное внимание уделяется насилию: перестрелкам, дракам, погоням и т. п. Большинство боевиков иллюстрируют известный тезис «добро должно быть с кулаками». Экшен-фильмы часто обладают высоким бюджетом, изобилуют каскадёрскими трюками и спецэффектами. Считается, что популяризация т. н. «эстетики насилия» во многом обязана таким лентам. Фильмы этого жанра зачастую не обладают сложным сюжетом, главный герой обычно сталкивается со злом в самом очевидном его проявлении: коррупция, терроризм, похищение, убийство, несправедливость (с точки зрения главного героя). Не находя иного выхода, главный герой решает прибегнуть к насилию. В результате уничтожению зачастую подвергаются десятки, а иногда и сотни злодеев. Большинство боевиков не рекомендовано к просмотру подросткам младше 16 лет. Чаще всего боевики заканчиваются хэппи-эндом («зло должно быть наказано»).
Драма — литературный (драматический) и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров. Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.
Комедия — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Аристотель определял комедию как «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде»
Исторический фильм — разновидность фильмов, в которых изображаются конкретные исторические эпохи, события и личности прошлого. Жанр перекликается с жанром приключенческого фильма и боевика, так как чаще всего предметом фильма становятся драматические и судьбоносные события, войны, перевороты и т. п. Выделяют такие разновидности как историко-биографические фильмы о реальных исторических деятелях, иллюстрирующие эпоху и биографии («Спартак», «Александр Невский)», и историко-приключенческие фильмы о вымышленных персонажах с акцентом на приключения, действие которых происходит в прошлом («Три Мушкетёра», «Гардемарины, вперёд»). Исторические фильмы обычно бывают высокобюджетными, с красивыми костюмами и декорациями, нередко с внушительными массовками. Часто они являются экранизациями исторических романов.
Мультипликация, анимация, мультипликационное кино, анимационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Искусством мультипликации занимаются мультипликаторы (аниматоры).
Военный фильм или батальный фильм — исторический художественный фильм, реконструирующий события реально происходившей войны или сражения, амуницию, оружие, приёмы и организацию боя. В центре художественной композиции батального фильма обычно находится сцена главного сражения, съёмки которого сочетают широкие панорамные планы с крупными планами героев фильма. Батальные фильмы — одни из самых затратных жанров в кинематографе, поскольку часто требуют привлечения или изготовления военной техники, разрушения декораций, больших костюмированных массовок, сложных компьютерных эффектов и т. п. В советском и российском кино военным фильмом называли любой фильм о событиях 1941—1945 годов, независимо от наличия батальных сцен. Фильм любого жанра, использующий для фабулы военные события, в киноклассификации иногда обозначается двойными определениями: военно-исторический, военно-биографический, военно-приключенческий, военно-детективный, военно-лирический, военно-комедийный и т. д.
Детективный фильм — жанр кинематографа, произведения которого неизменно содержат иллюстрации преступных деяний, следующего за ними расследования и определения виновных. В отличие от триллера, где повествование ведется как бы от лица жертвы или преступника, в классическом детективе повествование ведется от лица сыщика/детектива. У зрителя, как правило, возникает желание провести собственное расследование и выдвинуть собственную версию преступления. Стилистически, детективный жанр может подразделяться на множество более узких категорий: драма, триллер, мистический триллер.
Документальное кино (или неигровое кино) — вид кинематографа. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц. Термин «документальный» (англ. documentary) применительно к таковому жанру/виду кино был впервые предложен Джоном Грирсоном в 1920-х годах. До этого французские журналисты и критики называли так фильмы, сделанные на материалах съёмок путешествий. Грирсон же определил документальное кино как «творческую разработку действительности». Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества. Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до серьёзных философских обобщений в своих произведениях. Реконструкции подлинных событий в игровом (англ. fiction) кинематографе (напр. историческая драма, байопик, и т. п.) не относятся к документальному кино.
Мелодрама (от греч. μελος — песня и греч. Δραμα — действие) — жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п.
Приключенческий фильм — жанр киноискусства. В отличие от боевика, в приключенческих фильмах акцент смещён с грубого насилия на смекалку персонажей, умение перехитрить, обмануть злодея. В приключенческих фильмах героям предстоит оригинально выпутаться из сложных ситуаций. «Хэппи-энд» также очень вероятен.
Остросюжетный фильм или триллер (от англ. thrill — «вызывать острые эмоциональные ощущения») — тип произведений литературы и кино, стремящихся создать у зрителя ощущение напряжённого переживания, волнения. Жанр не имеет чётких границ. Часто к триллерам относят детективно-приключенческие произведения, акцент в которых смещён на подготовку к какому-то сложному преступлению. Другие детективы тоже часто относят к триллерам, но если повествование в них ведется не от лица сыщика, а от лица жертвы или преступника. К триллерам иногда относят также литературу ужасов и фильмы ужасов, при наличии в сюжете преступления и расследования, как обязательных элементов.
Фантастика — разновидность мимесиса, в узком смысле — жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации («условностей»). Основным признаком фантастики является наличие в произведении фантастического допущения
Онлайн-презентация проводится с помощью средств мультимедиа. Основным условием онлайн-презентации является режим интерактивности, когда зритель может влиять на ход презентации, непосредственно участвуя в нем. Возможность проведения онлайн-презентаций появилась благодаря развитию средств мультимедиа и повышения скорости Интернет-соединения в современном мире.
Фильм ужасов (в просторечии ужастик; англ. horror film, horror movie), хоррор (англ. horror) — жанр художественного фильма. К фильмам ужасов относят фильмы, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и страха, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного — так называемый эффект «саспенс» (от англ. suspense — неопределённость). Однако насчёт именования жанра существуют другие мнения. Так, известный в хоррор-кругах актёр Кристофер Ли в одном из своих интервью, данном в 1975 году, утверждал, что термин horror неверен, ибо условность таких фильмов делает их безвредными, он настаивал на употреблении термина «film du fantastique» (фильм фантазии). Таким же термином французы обозначают определённый тип фильмов ужасов.